Перспективы российских разработчиков ИТ: создание своих программ или продвижение западных
 
Сладков А.А. (Генеральный директор «Издательского дома «Бухгалтерия и банки», ведущий круглого стола).
Российский рынок информационных технологий, по мнению редакции, сейчас вновь стал объектом внимания (и наступления) лидеров западного ИТ-бизнеса. Если раньше иностранные компании и продукты присутствовали только в секторе крупного бизнеса, то теперь практически у всех ведущих западных разработчиков, осваивающих российский рынок, таких, например, как SAP, BAAN, Microsoft (Microsoft Business Solutions), Oracle и др., появились облегчённые варианты корпоративных систем для автоматизации среднего и даже малого бизнеса. Не секрет, что некоторые отечественные разработчики даже из состава ведущих (не говоря уже про небольшие, а то и малоизвестные фирмы), по тем или иным причинам включились в освоение и распространение западных решений и технологий. Вот только пара примеров. Корпорация «Парус» создала в своей структуре специальное подразделение по продвижению SAP-технологий, а «Интеллект-Сервис» — выбрала в качестве объекта для распространения на нашей и сопредельных территориях (другие страны СНГ) MBS Navision. 
 Издательский дом «Бухгалтерия и банки», в состав которого входит журнал «Бухгалтер и компьютер», и фирма «ЛокИС» организовали и провели на выставке SofTool-2004 «круглый стол» на тему «Перспективы российских разработчиков ИТ: создание своих программных продуктов или продвижение западных?». В нём приняли участие представители ведущих отечественных компаний российского ИТ-рынка. Предлагаем вашему вниманию материалы этого мероприятия в сокращенном варианте.


Разрешите приступить к обсуждению темы нашего круглого стола: 
В связи с этим мы хотели бы услышать точку зрения на эту проблему от вас (присутствующих здесь руководителей ведущих фирм ИТ-рынка), от наших дорогих и любимых экспертов, и попытаться разработать какие-то консолидирующие шаги, сформулировать какие-то предложения. 
Может быть Николай Васильевич (Комлев) осветит нашу точку зрения где-нибудь в верхах ....
Для начала я задам вам первые несколько вопросов, а дальше, очень надеюсь, что процесс пойдёт своим чередом, и мы (ведущие) будем минимально вмешиваться в эту дискуссию. 
С чем связано то, что в Россию активно пошли - скажем, так - крупные софтверные западные корпорации? 
С тем, что у нас экономика немножко стабилизировалась, или с политикой государства, которая нацелена в основном на привлечение западных инвестиций, зачастую забывая о собственных разработчиках? 
Или с тем, что у российского потребителя до сих пор остаются ассоциации типа «западное лучше, чем отечественное»? 
Или, может быть, с тем, что мы собираемся переходить на международные стандарты отчетности? 
Вот как, на ваш взгляд? 
С.Проскурин (Локис): Здесь все свои, поэтому, наверное, представляться нет нужды. 
Я так скажу ... Карфаген должен быть разрушен! 
Вот мы говорим о продукте, и сейчас прозвучало очень хорошее выступление. 
А что, такое наш продукт?.. 
Вот мы как-то ни разу не определили это понятие. 
И в прессе мне не доводилось встречать, кстати, Николай Васильевич, - а что, собственно есть наш продукт? 
Что такое продукт наших разработчиков, в том числе здесь присутствующих (скажем, господина Народицкого, Валкина, Корявко). 
Я считаю, что наша продукция, и конкретно продукт фирмы Локис, - это овеществленное знание об алгоритмах работы предприятий. 
А не программный продукт как таковой, как некий текст, написанный на определенном языке. 
И вот тогда, мне кажется, вся дискуссия пойдёт не по пути, который г-н Мицкевич прекрасно нам здесь обрисовал: о состязании Гигантов, о состоянии инвестиций, и о превосходстве западного менеджмента и т. п. 
А речь пойдёт о том, кто из нас больше накопил в своём программном продукте знаний. 
И о том, как же клиенту нашему надо работать и как ему помочь в этой работе. 
Я неоднократно выступал и в Нижнем Новгороде, и не на одном «круглом столе», и как мне кажется, в отличие от нас, то есть от компании Локис, все остальные идут «неправильным путём»! 
Мы с самого начала ставили цель создать такой готовый, законченный продукт, который (используя философский принцип «отрицание отрицания») вообще будет как 6ы отрицать самого программиста. 
Мы поставили цель создать такой продукт, при котором программист был бы не нужен пользователю. Продукт, который будет помогать человеку делать его дело.
Соответственно отпадет и необходимость сопровождения такого продукта в любом городе. 
Приведу мой любимый пример: вспомним цветные телевизоры первых моделей советского времени (такая вот параллель), когда для того, чтобы начать смотреть телевизор надо было пригласить мастера, который покрутит двадцать один потенциометр, и вот только тогда он будет показывать белый цвет белым, а красный - красным, а не синим - и наоборот. 
Ну, а сейчас что мы имеем, даже если возьмём какой-нибудь наш простой российский телевизор, скажем «Ролсен», «Шмолсен», не важно российский, китайский, корейский, и тем более японский или какой-то другой? 
Распаковали, поставили, кнопку включения нажали, каналы выставили и всё. Любой малыш делает это в два счёта. 
И кому теперь этот радиоинженер нужен?
У нас в школе - когда я учился в девятом-десятом классе - было два верхних специализированных класса: один - «А» - класс программистов, который я кончал, и класс «Б» - радиоинженеры. 
Это были две популярнейшие профессии. 
А теперь: кто это такой радиоинженер мы не знаем, и знать не хотим. 
Мы хотим, чтобы наши программы для нашего клиента были такими же полезными, как домашний телевизор. И им было бы также безразлично что у них там внутри.
Пользователю должно быть совершенно все равно, как они сделаны на каком языке, на MS SQL, на Бейсике, на С++ или еще на каком-то. Кто его знает.
Но они должны служить тому для чего и для кого они созданы. 
.... Жалко, что здесь нет г-на Б. Нуралиева для полноты дискуссии.
Я считаю, что мы не должны идти по пути создания очередного конструктора с какими-то "супервозможностями", а делать то, что нужно людям для помощи в своем бизнесе.
Скажем, для мелкого лавочника - свой простой и понятный программный продукт чтобы в своей палатке он мог нажатием на две кнопки учесть весь свой товар и доходы.
Для владельца супермаркета - другой продукт, который будет полностью отвечать его потребности в управлении, что называется от одной кнопки.
Ведь мечта о большой "красной кнопке" - она же осталась!
Она у всех осталась.
Осталась она и у меня.

То, что мы видим сегодня на рынке, — это в основном всё конструкторы.

 Я считаю, что фирма «1С» шикарно, в общем-то, справилась с очень непростой и нетривиальной задачей
— вовлекла огромное количество людей в процесс информатизации, дала им работу.
Теперь про западные. Ведь что такое Microsoft, Navision, что такое Axapta, что такое Oracle и прочее?
Это всё те же конструкторы, с большими или меньшими возможностями. Но, я полагаю, этот этап, этот период проходит.
Думаю, что если бы каждый из наших разработчиков создавал полностью готовый, качественный, законченный продукт
для конкретного применения, никакого беспокойства по поводу западных компаний не возникало бы.
В определённых секторах экономики будут потребители, ориентированные на западные продукты, западный менеджмент,
и они всё равно будут пользоваться своими SAP, Navision или там Axapta и т. д.
Но подлинную экономику делает мелкий и средний бизнес.
А вот здесь у нас хватит дел всем, и всерьёз и надолго.   

.....
......

 

     Программа LokOFFICE, уникальна на рынке по своей надежности и производительности. 
    С 1992 года программа поставлялась в готовом виде, «как есть» и ни разу никого не подвела.
    Все обновления программы, а их за 30 лет было не мало, производились на предприятиях за 1 час собственными силами без привлечения услуг программистов.
     
    Не возникает потребности в перезагрузке сервера и подъеме производительности.
    Благодаря использованию самой быстрой и надежной СУБД Locis
    клиенты не получили ни одного разрушительного сбоя базы данных за 30 лет!
    Трудно поверить, но это так!