30.08.2012

Интервью с С.Проскуриным из книги "Первые лица"

  
 Родился в 1950 году. В 1973 году окончил факультет «Системы автоматического управления летательными аппаратами» Московского авиационного института.
 Где Вы работали до ЛокИСа?
После института отслужил два года лейтенантом в ракетных войсках, затем принимал участие в разработке отечественного студийного видеомагнитофона «Кадр-5» в институте телевидения и радиовещания. Некоторое время поработал над созданием системы ориентации и стабилизации космической станции «Алмаз». С 1978 года начал работать в НИИ Восход в области особо крупных компьютерных систем. С 1982 года начал заниматься в Институте проблем управления АН СССР разработкой комплексной автоматизированной системы научных исследований. Руководил реализацией этой системы в Институте физико-технических проблем АН СССР.
На базе приобретенной в 1986 году локальной сети персональных компьютеров удалось разработать первую сетевую комплексную систему автоматизации для 2-й Центральной поликлиники МО СССР. 
После выхода в мае 1988 года Закона «О кооперации в СССР» в июле 1988 года зарегистрировал Научно-производственный кооператив ЛокИС, который существует и работает по сей день и его пятнадцатилетие мы будем отмечать 20 июля.
 Вы помните свои первые работы или это была торговля компьютерами?
Торгового греха мы не избежали, но это был очень краткий период – менее полугода.
Первой нашей работой в декабре 1988 года была установка и локализация локальной сети из 6 или 7 компьютеров в Главном вычислительном центре МПС. В то время это была диковинка и практически ни у кого не было опыта.
Затем мы установили локальную сеть в Тресте «Электроцентромонтаж» Минэнерго СССР, который и стал нашим первым заказчиком сетевой комплексной автоматизированной системы организационного  управления. Сделанная тогда работа могла бы и сейчас украсить послужной список любой софтверной компании.
Помимо системы для Треста, включающей 13 АРМ (как было принято тогда называть) охватывающих снабжение, бухгалтерию, производственный отдел, планирование, кадры с зарплатой, делопроизводство и т.п. была разработана система для десяти монтажных управлений, входящих в Трест, со средствами консолидирования их информации в системе Треста. Разработка была завершена в 1990 году и за 1991 год мы успели внедрить систему,  кроме Треста, еще в трех или четырех управлениях. На выставке Софтулз – 1991 мы демонстрировали эту систему.
А потом социализм кончился!
Начался рынок, а точнее базар, в стране. Вся страна кинулась все продавать и покупать. Производить было некому, и наш коллектив переключился на разработку систем для торговли.
Наверное, в то время не было большого спроса на разработку таких систем?   
О большом спросе не могло быть и речи. Во время выставки Софтулз-91 мы с удивлением для себя обнаружили, что посетители не понимают, чем отличается разработанная нами комплексная сетевая система на единой базе данных от набора не связанных между собой программных модулей. «В стране хлеба не хватает, а вы тут – сольфеджио!»
Однако были и те, кто понимал.
На той же выставке Совместное Предприятие «Рефлекс», основным направлением деятельности которого была оптовая торговля,  заказало нам разработку комплексной системы автоматизации. Эта разработка и легла в основу нашего продукта, развивающегося уже 20 лет «Интегрированной системы ЛокОФФИС».     
В чем отличие Вашей системы от многих подобных систем?
Этот вопрос всегда вызывает у меня бурную реакцию - говорит С. Проскурин.
Во-первых, совсем не так уж много подобных систем. Просто в представлениях обывателя все программы, используемые на предприятиях, представляются подобными. Но они также подобны, как подобны все автомобили тем, что имеют колеса.
На самом деле все программные системы, созданные для автоматизации учета на предприятиях могут быть классифицированы по нескольким характеристикам, и подобные среди них по какой-либо характеристике могут объединяться в группы.
В частности, основной характеристикой, отличающей системы учета и управления на предприятиях, является подход к ведению учета: "от документа" или "от бухгалтерии".
В нашей системе изначально заложен принцип построения учета "от документа".  Это означает, что учет документов первичен и не зависит от бухгалтерских проводок. Он может быть отражен в собственной бухгалтерской системе или в любой бухгалтерской программе стороннего производителя в виде бухгалтерских проводок с последующим получением необходимой налоговой и бухгалтерской отчетности. 
Кроме этого, такой подход позволяет автоматически сформировать налоговую отчетность без использования бухгалтерии.
Сейчас возможность получения учетных данных "без бухгалтерии" называют "оперативным" или "управленческим" учетом. Все разработчики ввели в свои системы блоки "оперативного учета", хотя реализация этих блоков у большинства "палиативная", так как построены они на тех же регистрах бухгалтерского учета, только скрытых от пользователя.
Некоторые разработчики отказались от бухгалтерских блоков в своих программах, заменив их средствами выгрузки учетных данных в другие программы. 
Если работа по классификации учетных систем когда-нибудь кем-нибудь будет проделана, то, я уверен, в нашей группе будет совсем не «много подобных систем», которые имманентно поддерживают и оперативный и бухгалтерский и кадровый учет без дублирования данных и повторного ввода или перекачки.
Если немного конкретнее, то одним из отличительных свойств программных систем, используемых для автоматизации организационного управления, является степень их инструментальности.
Большинство представленных на рынке программных систем являются, так называемыми, конструкторами. То есть программная система состоит из набора блоков и функциональных узлов, из которых специально подготовленный коллектив или сам разработчик собирает конкретную систему для конкретного предприятия, для чего на специализированном метаязыке программирования разрабатываются необходимые возможности и связи. После такой доработки программная система конкретного предприятия стновится уникальным изделием, сопровождать использование которого способен только тот коллектив, который производил эти доработки. 
 Подход нашей компании иной.
Система ЛокОФФИС представляет собой законченное изделие, которое покупатель может приобрести в базовом варианте или с некоторым набором опций. Также как автомобиль.
Система ЛокОФФИС состоит из модулей, которые имеют множество так называемых параметрических и  мнемонических настроек, что позволяет квалифицированному пользователю (не программисту!) произвести настройку системы на конкретные особенности учета на его предприятии.
Казалось бы это почти то же самое, что и программный конструктор, но это не так.
И у программного конструктора и у готового изделия есть преимущества и недостатки. Отличие этих двух подходов заключается в том, что замена версии готового продукта на новую происходит прозрачно для конечного пользователя.
Получив новую версию, пользователь запускает одну-две автоматические процедуры и сразу получает в свое распоряжение все новые возможности, при этом, не потеряв даже своих параметрических настроек.
Этой возможности принципиально лишены системы, построенные на базе программных конструкторов. Потому, что созданные с их помощью системы для конечного пользователя являются системами «ad hoc» (т.е. для данного случая), о которых разработчику конструктора в большинстве случаев мало что известно.
Программные конструкторы имеют платформу и на ней некоторое количество типовых решений и столько версий конечных систем, сколько пользователей систем, для которых силами внедренцев производилась индивидуальная компоновка. Развитие платформы обеспечивает ее разработчик. Версионную поддержку конечных решений мог бы теоретически обеспечивать внедренческий коллектив, однако для него это практически новая работа, за которую он естественно хотел бы получить деньги, которые не готов платить заказчик. А потому системы, созданные «ad hoc», как правило не получают развития.
Готовых изделий такого масштаба как система ЛокОФФИС со столь долгой историей развития на рынке не только не много, но просто нет.
Двадцать лет эволюционного развития программной системы это уникальный опыт в нашей стране.      
 Разве можно создать такую систему, которая устроит всех?
Готовую систему, которая устроит ВСЕХ, создать нельзя – это очевидно – считает Проскурин. Но такую систему, которая удовлетворит 95% потребностей у 90% однотипных предприятий, безусловно, создать можно. И вот уже 10 лет к этому стремится возглавляемый им коллектив.
Часто приходится слышать, что все предприятия разные и одна система всем не подойдет. Но то же самое можно сказать и о людях. Они все разные и одно платье им не подойдет. Однако подходит! 95% всех людей носит готовое платье. «Prêt-o-Porte» - говоря по-французски. На ком-то сидит лучше, на ком-то – хуже. Главное, что готовое платье дешевле и доставляет гарантированное качество, которое можно оценить до покупки. В случае индпошива результат не так очевиден. Можно получить и «новое платье короля».
Человек ходит по магазинам и выбирает себе то платье, которое ему подойдет. При этом он ищет в том наборе одежды, который создан для него. Мужчина не будет примерять женское платье, а стройная девушка – бабушкин халат.
Также и система автоматизации может создаваться для определенного круга предприятий, которым она подойдет на 95%.Здесь также уместна аналогия с одеждой. Про одну девушку говорят, что она умеет носить одежду, а на другую, что не надень – все колом стоит и топорщится. Значит дело не только в платье, но и в умении его носить.
Опыт показывает, что также обстоят дела с использованием системы на предприятиях. Есть у фирмы и такие клиенты, у которых система проработала 2-3 года, а персонал так и не научился ее эффективно использовать. К счастью их менее 5%.  
Получается, что не только люди ищут систему «под себя», но и система ищет людей «под себя»?
Можно сказать, что не только люди ищут систему «под себя», но и система ищет людей «под себя».Ведь и в одежде модельер, задумывая новую коллекцию, ориентируется на некоторый обобщенный портрет тех, кто будет эту коллекцию носить.
Создавая систему как готовый продукт, предполагали, что ее внедрение будет происходить без участия разработчиков. Собственно, так оно и происходило все десять лет. Для того, чтобы ее можно было настроить на оптимальное использование на конкретном предприятии, в нее было включено много средств, так называемой, параметрической настройки. С помощью этих средств в любом месте нашей необъятной Родины, не прибегая к программированию, и без помощи разработчика можно адаптировать систему к конкретным условиям ее применения.
Можно! Но для этого на предприятии должен быть хотя бы один человек, который будет обладать желанием и способностью это сделать. В том, что это вполне посильная задача для нормального квалифицированного пользователя, убеждает десятилетний опыт эксплуатации системы в разных концах страны. Но, если на предприятии нет ни одного такого человека, бессмысленно предлагать им такую систему. Зачем человеку, не обладающему художественными способностями и склонностями, продавать краски и кисти?  
 Не этим ли вызван Ваш пассивный маркетинг?
Наверное, этим вызван пассивный маркетинг фирмы ЛокИС. Было время, когда она давала рекламу, украшала свои большие стенды на выставках и иными способами привлекала покупателей. В результате пришло значительное число клиентов неспособных эффективно использовать систему без помощи разработчика. Они постоянно обращались по тем вопросам, которые просто и доходчиво были изложены в документации, которую им недосуг было открыть. Такое общение раздражало и сотрудников фирмы и таких клиентов. Кому-то из них подыскали толкового администратора системы (кто готов был достойно оплачивать его труд), после чего ситуация нормализовалась, а кто-то с продуктом расстался.
Практический вывод был сделан такой, что для этого продукта нужен тот клиент, который сам его нашел. Для того, чтобы это было возможным, делается все необходимое. С 1996 года сайты фирмы ЛокИС присутствуют в Интернете. Она участвует во многих выставках. В 1997 году был издан 3 тысячным тиражом компакт диск с демонстрационной версией, который разошелся за 6 месяцев.  
«А вот бегать за клиентом, и тем более уговаривать его мы никогда не будем» – утверждает руководитель компании ЛокИС  Сергей Проскурин.  
 Так в чем же состоит так называемая «миссия» Вашей фирмы?
Российские маркетологи и новые управленцы привыкли использовать западные понятия и потому от каждого руководителя требуют формулирования концепции, цели и миссии его предприятия. Хотя Сергею Павловичу не нравится использование западных маркетинговых приемов и терминов на нашей экономической почве, но в одном случае он, действительно, готов говорить о «миссии» его фирмы.
В начале беседы говорилось об отличии системы ЛокОФФИС от многих подобных. Как считает С.Проскурин, к сожалению, подобных систем не только не много, а исчезающе мало. Даже те коллективы, которые в начале деятельности ориентировались на создание готового продукта, стали постепенно дрейфовать в сторону разработки конструкторов. В результате конструкторов на рынке стало много и, неизбежно, усилилась конкуренция. Приход в этот же сектор иностранного участника с неограниченным капиталом может привести к тому, что отечественные разработчики запишутся к нему в помощники. Миссия возглавляемой им  фирмы состоит в том, чтобы показать и убедить в возможности другого пути – пути создания большого числа готовых продуктов специфицированных для конкретных отраслей, которые будут более удобны и приемлемы по цене, чем любой универсальный продукт, требующий заказной доработки. 
 Каковы, по-Вашему, перспективы отрасли, в которой Вы трудитесь?
По мнению Проскурина перспективы отрасли, в которой трудится фирма, непосредственно связаны с тем направлением, которое изберут большинство отечественных коллективов разработчиков прикладного программного обеспечения. Если выберут путь, ведущий к созданию готовых продуктов в области автоматизации операций человеческого труда, то перспективы будут самые оптимистические – отрасль будет созидающей. Если же временную победу одержит монополист и «разработчики» предпочтут помогать широко известной компании, то превратятся в отрасль услуг. Что, впрочем, тоже вполне достойно уважения – замечает Сергей Павлович.
 Традиционный вопрос о перспективах фирмы ЛокИС?
 Независимо от перспектив всей отрасли перспективы возглавляемой им фирмы ЛокИС, как и все последние двадцать лет, связаны с развитием системы ЛокОФФИС. Пользователи этой системы из сферы торговли не забывают разработчиков и постоянно ставят перед ними новые задачи, требующие развития системы. Однако обозначился и интерес  производственных предприятий к ее возможностям. В первую очередь привлекает низкая стоимость владения системой Сейчас она серьезно развивается в направлении производственных предприятий.
 

     Программа LokOFFICE, уникальна на рынке по своей надежности. С самого начала т.е. с 1992 года, программа поставлялась в готовом виде, «как есть», и предприятия самостоятельно устанавливали и внедряли ее в требуемом объеме. Все обновления программы, а их за почти 30 лет было не мало, проводились на предприятиях за 1 час собственными силами без привлечения услуг программистов. Потребность в перезагрузке сервера возникает только при замене сервера. Благодаря использованию для хранения и доступа к данным самой быстрой и надежной СУБД Locis (ранее это была DBMS RDM Embedded фирмы Raima Corp. USA.) наши клиенты не получили ни одного разрушительного сбоя базы данных за 30 лет! В это трудно поверить, но это так!